"...Но у "Тополя" был ещё один предшественник, который так же прошёл испытания на Полигоне. Это мобильный комплекс с ракетой РС-14, испытания которого начались в 1972 году. Данная задача была возложена на сформированную в 1968 году испытательную часть под командованием подполковника Н.В. Мазяркина ( начальник штаба - майор Р.И. Садретдинов, заместитель по вооружению - майор В.Н. Шабаршин. Ракетный комплекс, разработанный в конструкторском бюро А.Д. Надирадзе, включал в себя пусковую установку, размещённую на шасси шестиосного тягача Минского авто-завода, и вспомогательные агрегаты. Ракета располагалась в специальном контейнере, внутри которого обеспечивался необходимый для её хранения температурно-влажностный режим. При пуске ракета выбрасывалась из контейнера до запуска двигательной установки. Вспомогательными агрегатами были машины и агрегаты обеспечения пуска и проживания боевых расчётов в полевых условиях. Это был мобильный комплекс, который мог самостоятельно, при минимальном количестве номеров боевого расчёта, выехать в заданный район, нести там боевое дежурство и при необходимости провести пуск. Но конструкторская мысль, даже облаченная в железо, - это ещё не оружие, готовое к боевому применению. Комплекс надо было доводить в полигонных условиях совместными усилиями разработчиков и испытателей. Возникали неясные вопросы, некоторые системы вели себя не так, как требовалось, и приходилось многое решать на ходу. Одни лишь транспортные испытания, в ходе кото-рых проверялись возможности тягачей, показали, что комплекс пришёл на полигон очень "сырым". Вспоминает ветеран полигона полковник Н.В. Пироженко: "Комплекс с РС-14 давался нам, испытателям, очень тяжело. Но, понимая его необходимость для повышения обороноспособности страны, мы шли на все лишения. В ходе испытаний отрабатывались многие вопросы. Кроме работ по основной программе совместных лётных испытаний проводились работы по 44 частным и специальным программам: 15 агрегатов и систем комплекса подвергались межведомственным испытаниям. А в итоге было выполнено более 80 программ. Для каждой машины была своя программа транспортных испытаний. Машины проверялись на проходимость, на износостойкость, на защищённость. Где их только не гоняли! Все эти испытания проходили, в основном, в ночное время суток. Ездить приходилось в хоккейных шлемах и самодельных защитных щитках, так как кабины водителя и командира агрегата не отличались комфортностью. Но помимо всего прочего, во время испытаний стали появляться галлюцинации, резко обострялось чувство голода. Назначенные медико-биологические исследования выявили, что это влияние резонансных низкочастотных колебаний. Кроме этого, после отдыха в машине-общежитии люди выходили на улицу и замечали, что всё кругом - и снег, и лес казались красными. Сказывалось влияние повышенного содержания углекислого газа. Вот тогда и начали думать об эргономических требованиях к испытываемой технике. А как выдерживали всё это механики - водители А. В. Скворцов, В.В. Зиновенко. Я только удивляюсь, как им удалось откатать всю программу". В ходе полигонных проверок РС-14 выявился и такой конструктивный недостаток, как возможность опрокидывания пусковой установки во время движения из-за плохого обзора механиком-водителем дороги, особенно в тёмное время суток. В 1972 году начались лётно-конструкторские испытания комплекса. Вспоминает бывший оператор машины подготовки и пуска, полковник Дмитрий Григорьевич Беспалов: "Перед первым пуском РС-14 работали много и долго, сроки поджимали и, как всегда, к чему-то готовились рапортовать. Был март, снега в тот год было много. Мы пригнали агрегаты на стартовую позицию, поставили их на определённые места и начали проверки... По часовой готовности в машине подготовки и пуска оставался только боевой расчёт, в который входили: командир части полковник Н.В. Мазяркин, старший лейтенант Ю.И. Резетт, представитель промышленности А.А. Герасимов и я в качестве оператора. Но этот и последующие несколько пусков проводились не совсем штатно. Мы набирали программу, вводили коды, но сама циклограмма в пусковую установку не запускалась. Весь расчёт уходил в укрытие и последнюю операцию я уже производил с выносного пульта, метров со ста - поворачивал ключ, тем самым, как бы открывая путь циклограмме к пусковой установке. Первый пуск был удачным, и хотя головная часть "приземлилась" с большим отклонением, все были довольны результатом. Но последующие пуски показали, что радоваться было рано. Некоторые ракеты вылетали из контейнера и тут же на старте или невдалеке от него падали. Причин было много, но в основном, это касалось принципиально новых систем управления и прицеливания ракеты. Именно на РС-14 был впервые применен бортовой цифровой вычислительный комплекс. Для того, чтобы система у правления "заработала", конструкторам пришлось заменить всю элементную базу. Вообще, трудностей и героизма хватало на всех: не забуду один случай. Это было уже в 1973 году. Всё шло как обычно. Агрегаты стояли на своих местах, мы запускаем циклограмму и ждём, когда заработает двигатель пусковой установки для запуска гидравлического устройства подъёма контейнера. Это был первый признак, что всё идет по плану, но время прошло, двигатель не запустился. Циклограмма "зависла", и мы не знали, на каком этапе и что случилось. Судя по индикации на аппаратуре - всё нормально, должен быть пуск. Ситуация не из лёгких. Мы ввели команду "Стоп" -никакой реакции. Что делать ? Контейнер не поднят, все разрешающие пуск ракеты коды уже введены и пуск или взрыв мог произойти в любой момент. Проанализировав ситуацию, приняли решение - устранить неисправность. Выполнить техническое решение вызвался прапорщик А. В. Скворцов. Двигатель заработал, пуск прошёл удачно. Комплекс РС-14 прошёл Государственные испытания во многом благодаря мужеству и самоотверженности людей, которые испытывали его и доводили до требуемых характеристик". Первый пуск ракеты РС-14 был проведён в 1971 году. Всего в ходе Государственных испытаний, завершившихся в 1976 году, про-ведено тридцать пять пусков ракет этого комплекса. Он материализовал в себе достижения науки и техники того времени и стал прообразом последующих комплексов мобильного базирования. "
Источник: Полигон особой важности. М.:"Согласие", 1997, с.41-44
См. также