Межконтинентальная баллистическая ракета "ГНОМ"
"Гном"
- трехступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета, оснащенная прямоточным
твердотопливным маршевым двигателем первой ступени, твердотопливными двигателями
второй и третьей ступеней и ускорителем. Проектирование велась с начала 60-х
годов в КБ машиностроения (г. Коломна) под руководством Бориса Шавырина.
Пуск ракеты осуществлял ускоритель - четырёхсопловой РДТТ на смесевом топливе, размещавшийся внутри марешевого двигателя первой ступени, который разгонял ее до скорости 1.75М. Отработав, ускоритель отделялся и включалась первая ступень. Двигетель первой ступени - твердотопливный прямоточный воздушный реактивный двигателей (ВРД). Ракета выходила на полётную траекторию. Прямоточный двигатель работал 60-70 секунд, до достижения ракетой скорости 5,5М. После отделения прямоточного ВРД включалась вторая ступень, а затем третья ступень. Вторая и третья ступени были оснащены двигателями на твердом смесевом топливе.
Твердое топливо для двигателя первой ступени было разработано в
НИИ ПХ под руководством Николая Силина. Твердотопливные заряды ускорителя разработаны
в АНИИ ХТ под руководством Якова Савченко. Смесевые твердотопливные заряды второй
и третьей ступеней разработаны в НИИ-125 под руководством Бориса Жукова.
Ракета оснащалась пороховым аккумулятором давления. Размещалась в полуконтейнере,
который стыковался с камерой сгорания (корпус камеры сгорания ВРД составлял
часть конструкции контейнера). Это позволило снизить массу.
Самоходная пусковая установка размещалась на шасси тяжелого танка.
ПУ разработана в КБ-3 Ленинградского Кировского завода под руководством Жозефа
Котина. Шахтная пусковая установка разрабатывалась в ЦКБ-34 под руководством
Евгения Рудяка. Комплекс средств преодоления ПРО создавала в НИИ-108. Автономная
инерциальная система управления была разработана в ЦНИИ
автоматики и гидравлики (ЦШАГ) под руководством Ильи Погожева.
Стендовый двигатель для отработки в Тураево имел металлический корпус. Позже в хотьковском ЦНИИ специального машиностроения был разработан стеклопластиковый корпус.
В случае принятия на вооружение, в составе боевого ракетного комплекса предполагалось иметь 10 самоходных пусковых установок МБР "Гном".
Разработка по неизвестным причинам прекращена в конце 1965 года.***
Вот что рассказал начальник научно-технического направления главный
конструктор направления КБМ, лауреат Государственной премии, членкорреспондент
РАРАН Олег Мамалыга:
"В начале 1960-х годов вышло постановление правительства
о создании МБР наземного базирования общим весом комплекса с пусковой установкой
на гусеничном ходу не более 60 тонн*. Предусматривалось создание мобильного
варианта на гусеничном ходу и шахтного варианта. Был объявлен конкурс на лучший
проект. В конкурсе участвовали Конструкторское бюро машиностроения и Московский
институт теплотехники. Борис Иванович Шавырин создал большую группу конструкторов
для изучения опыта создания твердотопливных ракет. Члены группы разъехались
по конструкторским бюро Королева, Янгеля, Тюрина и Цирульникова....
Первоначально свой прямоточный двигатель Шавырин предложил Янгелю для его ракеты
8К99. Однако позже конструкторы отказались от этой идеи. Наше КБМ приступило
к созданию собственной межконтинентальной баллистической ракеты и стало головной
организацией.
Был разработан и успешно защищен на межведомственной комиссии эскизный проект
ракеты. Позже были разработаны рабочие чертежи. В конце октября 1965 года, через
несколько дней после смерти Бориса Ивановича Шавырина, состоялся первый запуск
прямоточного ВРД на стенде в Тураево. Максимальный расход воздуха при работе
двигателя был очень высокий - 1 200 килограммов в секунду. Всех мощностей стендов
в Тураево не хватало, чтобы обеспечить работу двигателя на максимальном режиме.
Пришлось монтировать дополнительное оборудование. При запуске в окрестных домах
из окон вылетали стекла. Никто в мире никогда не делал и не испытывал таких
двигателей. Это был уникальный проект... К сожалению, вскоре было принято решение
о закрытии темы".
Тактико-технические характеристики
|
|
Максимальная дальность стрельбы, км | 11000 |
Стартовая масса, т | 29 |
Масса полезной нагрузки, кг | 470 |
Длина ракеты, м | 16,14 |
Диаметр ракеты, м | --- |
Количество ступеней | 3 |
Мощность ядерного заряда лёгкого/тяжёлого, мт | --- |
Комментарий от KapYar:* - Особая сложность данной разработки состояла в ограничении как размера так и веса комплекса, который должен передвигаться по дорогам обычного назначения, а максимальный выдерживаемый стратегически-укреплённым мостом вес составлял 65 т. Поскольку этот вес поровну делится между собственно пусковой и ракетой, то становится очевидным, что вес ракеты не должен превышать 32 т.
*** - вот что говорит по этому поводу Сергей Александров (Техника Молодежи N 2' 2000 "Фамилия такая"): "...однако дальше стендовых образцов ракета 'не пошла', заработали факторы, от техники далекие. Конструктор Московского института теплотехники А.Д. Надирадзе, опираясь на имеющийся уже у него опыт создания мобильной оперативно-тактической ракеты 'Темп', предложил проект МБР на обычных твердотопливных двигателях, но стартовой массой 26 т. Его поддержало руководство Миноборонпрома, и в результате мы имеем 45-тонный 'Тополь' на 7-осной МАЗовской 'сороконожке', в составе комплекса суммарной массой 98 т... "
при ипользовании данного материала активная ссылка на источник обязательна!