Стратегическая крылатая ракета П-5
Стратегическая крылатая ракета морского базирования П-5 предназначалась для стрельбы по береговым целям и явилась первой отечественной стратегической крылатой ракетой вообще. Разработкой П-5 занималось КБ Челомея. Важным новшевством было использование для хранения ракет герметичных контейнеров и автоматическое раскрытие крыла после старта. Поскольку П-5 имела турбореактивный двигатель, запуск был возможен только из надводного положения. Перед стартом двигатель необходимо было запустить и вывести на рабочий режим.
В качестве маршевого двигателя П-5 имела турбореактивный КРД-26 с тягой 2250 кг . Дальность и скорость ракеты при нормальных атмосферных условиях составляли соответственно 574 км и 345 м/с.
Новая система управления обеспечивала вероятное отклонение 3 км. Боевая часть весом 800 — 1000 кг могла быть фугасной или «специальной», с тротиловым эквивалентом сначала 200, а потом 650 кт.
22 ноября 1957 г. впервые состоялся пуск отечественной крылатой ракеты с подводной лодки. В 1959 г. комплекс П-5 был принят на вооружение
КР П-5 хранились в закрытых контейнерах. Стрельба осуществлялась из надводного положения ПЛ при поднятых на 15 градусов к горизонту ракетных контейнеров с открытыми крышками. Пуск производился в корму лодки, т.е. против движения. Стрельба залпом не предусматривалась.
При старте первой ракеты, вторая находилась в закрытом контейнере. Согласно проекту стрельба могла осуществляться при волнении на море 4-6 баллов, скорости ветра до 10 м/сек и скорости лодки до 15 узлов. Однако при испытаниях было установлено, что из-за заливаемости контейнеров ракетная стрельба с этих ПЛ возможна при волнении моря до 3 баллов и скорости лодки не более 6 узлов.
Главным недостатком ракеты П-5 являлась низкая точность стрельбы. Исправить положение должна была усовершенствованная КР П-5Д, в которой был применена радиолокационная доплеровская система измерения угла сноса и путевой скорости, а также установлены более точные гироскопы. Применёние в бортовой системе управления радиовысотомера позволило снизить высоту полёта до 250м, уменьшив уязвимость КР средствами ПВО.
Модернизации подверглись и ракетные контейнеры, использованы унифицированные пульты предстартовой подготовки и новая система управления ракетной стрельбой.
Испытания модифицированной П-5Д проводились в конце 1961 года на Белом море. Несмотря на положительные результаты испытаний, ракета П-5Д в серийное производство не пошла. В 1965 году работы связанные с П-5Д были полностью прекращены, а в 1966 году были сняты с вооружения и ракеты комплекса П-5.