Начиная с 1942 года станция "Пенемюнде-Запад"
осуществляла разработку системы оружия дальнего действия под названием "Физелер"
Fi-103, которой позднее было присвоено наименование самолет-снаряд "Фау-1" (V-1).
Поясним, что V - начальная буква немецкого слова "Vergeltung" (возмездие). Это
обозначение было придумано Геббельсом и не имело ничего общего с характером
системы оружия. С его подачи система Fi-103 стала обозначаться V-1 ("Фау-1"),
A-4 -- V-2 ("Фау-2"), а обозначение V-3 ("Фау-3")
было зарезервировано для зенитной ракеты "Шметтерлииг", которая не была запущена
в производство.
Самолет-снаряд "Фау-1" был в техническом отношении точной копией морской
торпеды. После пуска такого снаряда он летел с помощью автопилота по
заданному курсу и на заранее определённой высоте. Насколько морская
торпеда является самоходной, автоматически управляемой миниатюрной подводной
лодкой, настолько самолет-снаряд "Фау-1" был автоматически управляемым
и несущим фугасный заряд, беспилотным самолетом.>
"Фау-1" имел фюзеляж длиной 7,8 метра, в носовой
части которого помещалась боевая головка с 1000 килограммами взрывчатого вещества.
За боевой головкой располагался топливный бак с 80-октановым бензином. Затем
шли два оплетенных проволокой сферических стальных баллона сжатого воздуха для
обеспечения работы рулей и других механизмов. Хвостовая часть была занята упрощенным
автопилотом, который удерживал самолет-снаряд на прямом курсе и на заданной
высоте. Размах крыльев составлял 540 сантиметров. Самой интересной новинкой
был пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, установленный в задней части
фюзеляжа похожий на ствол старомодной пушки.
Этот двигатель был изобретен инженером Паулем Шмидтом, которому армейское
управление вооружений в течение некоторого времени оказывало финансовую
помощь.
"Фау-1" был отнюдь не первым реактивным самолетом-снарядом. Впервые
пульсирующий воздушно-реактивный двигатель был изобретен в России в
1906 году инженером В. В. Караводиным, на что ему была дана "привилегия"
за № 15 375. Построен он был в 1907 году, и газеты описывали его как
"аппарат для получения пульсирующей струи газов значительной скорости,
образующейся вследствие периодического сгорания горючей смеси".
Такая же идея выдвигалась в США еще во время Первой мировой войны, когда
армейские авиаконструкторы в содружестве с фирмой "Сперри гироскоп"
построили летающую бомбу "Баг". Разработка ее продолжалась после окончания
войны и была прекращена по финансовым соображениям только в 1925 году.
"Баг" был снабжен двигателем внутреннего сгорания и винтом.
Пульсирующие воздушно-реактивные двигатели, производившиеся фирмой "Аргус",
представляли собой стальные трубы, открытые с задней части и закрытые
спереди пластинчатыми пружинными клапанами, открывавшимися под давлением
встречного потока воздуха. Когда воздух, открыв клапаны решетки, входил
в трубу, здесь создавалось повышенное давление; одновременно сюда впрыскивалось
топливо; происходила вспышка, в результате которой расширившиеся газы
действовали на клапаны, закрывая их, и создавали импульс тяги. После
того как продукты сгорания выбрасывались через реактивное сопло, в камере
сгорания создавалось пониженное давление и воздух снова открывал клапаны;
начинался новый цикл работы двигателя. Расход топлива составлял 2,35
литра на километр. Бак вмещал около 570 литров бензина.
Пульсирующий
воздушно-реактивный двигатель обязательно требует предварительного разгона до
скорости минимум 240 километров в час. Для этого использовалась наклонная пусковая
установка с трубой, имеющей продольный паз. Поршень, двигающийся в этой трубе,
был снабжен выступом, которым он сцеплялся с самолетом-снарядом при разгоне.
Этот поршень приводился в движение за счет газов, образующихся при распаде перекиси
водорода. Как только пульсирующий воздушно-реактивный двигатель начинал работать,
скорость самолета-снаряда возрастала до 580 километров в час.
"Фау-1" имел часовой механизм, с помощью которого осуществлялось "наведение"
на цель; он срабатывал, и самолет-снаряд пикировал вниз.
Немецкой комиссии по оружию дальнего действия предстояло сделать выбор между
этими двумя системами - ФАУ-1 и ФАУ-2. Обе они представляли собой два совершенно
отличных друг от друга типа вооружения.
Самолету-снаряду Fi-103 ("Фау-1") атмосфера служила одновременно и аэродинамической
опорой и источником окислителя (кислорода), необходимого для сгорания
топлива. Это был так называемый крылатый снаряд, который отличался от
самолета только тем, что был беспилотным. (Теперь подобные конструкции
называют крылатыми ракетами.)
Ракета
А-4 была баллистическим летательным аппаратом, который летел по траектории,
схожей с траекторией артиллерийского снаряда. Крылатый снаряд стоил дешевле,
чем баллистический примерно в 10 раз, но легко сбивался зенитными орудиями,
ракетами и истребителями-перехватчиками.
Снаряды Fi-103 и А-4 имели следующие основные тактико -технические данные.
Вес боевой головки был почти одинаковым; примерно так же обстояло дело
и с дальностью: предполагалось, что оба снаряда будут иметь дальность
полёта порядка 320 километров. Позднее выяснилось, что средняя дальность
самолета-снаряда "Фау-1" составляла около 240 километров, в то время
как средняя дальность полёта ракеты "Фау-2" равнялась 306 километрам.
Однако ракета "Фау-2" нуждалась в необычных топливах, а снаряд "Фау-1"
работал на обыкновенном бензине.
Прежде чем комиссия приступила к обсуждению данного вопроса, оба типа снарядов
были ей продемонстрированы в действии. Две ракеты "Фау-2" успешно выдержали
испытание, показав дальность 260 километров. Один самолет-снаряд "Фау-1" поднялся,
но разбился после непродолжительного полёта, а второй вообще не сработал.
Тем не менее комиссия решила рекомендовать разработку и производство
обеих систем при условии, что в боевых условиях они будут применяться
во взаимодействии.
По
некоторым данным в среднем, ежемесячно по врагу из 100 пусковых установок выпускалось
до 1000 ракет, которые хотя и обладали невысокой точностью попадания и относительно
высокой аварийностью, всё же несли на борту внушительный заряд. Последствия
попадания ракеты можно увидеть на снимках. Английские лётчики и зенитчики к
концу войны добились определённых успехов и цели достигали не более 40% выпущеных
немцами ракет. К тому-же зона наносимых ракетой разрушений не превышала 25 метров,
что несомнено недостаточно, для того, чтобы нанести Лондону сколько-нибудь серьёзный
урон.
Как стало известно после войны, корректировка наведения осуществлялась на основе донесений от агента, который находясь в Лондоне работал под контролем английской разведки и давал ложные данные, из-за чего большая часть прорвавшихся через ПВО ракет ложилась с недолётом и падала в пригороде. Из выпущеных по Лондону 8070 штук, 7488 были обнаружены службой наблюдения, а 2420 достигли цели. Истребителями английской ПВО были сбиты 1847 штук, зенитной артилерией 1878 и разбились об аэростаты заграждения 232 самолёта-снаряда ФАУ-1. Достигшие цели ФАУ-1 уничтожили 24791 жилое здание, 52293 постройки стали непригодными для жилья. При этом погибли 5864 человека, тяжело ранены 17197 и легко ранены 23174 человека.
Однако, можно с уверенностью сказать, что эти смешные (по нынешним временам)
на вид ракеты были, тем не менее, весьма грозным и необычным оружием и стали
отправной точкой для разработки принципиально нового класса вооружений - крылатых
ракет.
Звук пролетающей над Лондоном V-1 можно услышать здесь.
![]() |
ФАУ-1 (пилотируемый вариант)
|
О
послевоенной судьбе этой разработки известно немного. В СССР первый самолет-снаряд
ФАУ-1 прибыл из Англии в СССР в сентябре 1944 г., разобранный и некомплектный.
Почти одновременно были найдены в Польше обломки этого самолета-снаряда. В обоих
случаях почти полностью отсутствовала автоматика и приборы управления самолетом-снарядом.
Позднее из Германии были вывезены самолеты-снаряды, а также различные части
пускового устройства: 100 секций катапульты, 1 стартовая тележка, салазки. Все
они находились на заводе № 458. Работы по воспроизводству
ФАУ-1 велись, под руководством Челомея, а испытания проходили на площадке 4А
полигона Капустин Яр и были, по большей части, неудачными. Тем не менее ракету
удалась воспроизвести, но на вооружение она не принималась и до серийного производства
соответственно не дошла, поскольку к тому времени уже не удовлетворяла по своим
ТТХ возросшим требованиям, прежде всего по точности и скорости полёта. Тем не
менее ФАУ-1 можно считать родоначальницей российских крылатых ракет. Одним из
самых смелых замыслов по реинкарнации ФАУ-1 можно считать разработку на её базе
крылатой ракеты ХМ (икс эм), запускавшейся воздушным стартом с самолёта носителя
и двигавшейся к цели со скоростью 800 км/ч. Наведение на цель после запуска
по замыслу Челомея должно было производиться с самолёта-носителя по изображению,
передаваемому с телекамеры установленной на ракете. К сожалению разработка такой
системы наведения оказалась не под силу ни КБ Челомея, ни привлечённым на помощь
специалистам НИИ-885 и этот вариант крылатой ракеты также не состоялся.
Снимок, на который я наткнулся на сайте одного из американских
музеев заставляет сделать вполне обоснованные предположения, что в США так же
велись работы по воспроизводству ФАУ-1, которая возможно даже дошли до принятия
на вооружение. (Обратите внимание на эмблему и название)
Технические характеристики самолёта-снаряда
ФАУ-1 (V-1 Fi-103)
|
|
Максимальная скорость полёта, км/ч |
550-600
|
Максимальная дальность полёта, км |
240
|
Практический потолок, м |
2700
|
Снаряжённая масса, кг |
2100
|
Вес боевой части, кг |
800
|
Точность попадания (КВО),м |
|
Длина, м |
|
Размах крыльев, м |
5,4
|
Источники:
при ипользовании данного материала активная ссылка на источник обязательна!