Немецкая боевая ракета ФАУ-2 впервые поднялась в небо в 1942-ом году

Первый искусственный спутник. Совершил 1440 оборотов вокруг земли

Боевая Р-7 стала основой для создания ракетоносителей первого поколения.

Воодушевлённая общественность наблюдала полёт первого спутника.

Дезик и Цыган - первые собаки побывавшие в космосе

Собака-космонавт Лайка была первой совершившей орбитальный полёт

Белка и Стрелка. Первые вернулись живыми с орбиты.

Триумфальный полёт Гагарина. Один виток вокруг земли изменивший мир

Выход советского космонавта Леонова в открытый космос.

Автоматическая станция Луна-2 первой достигла поверхности спутника

Американские астронавты первыми ступили на поверхность Луны.

Американский шаттл стал первым многоразовым космическим кораблём


Тупик бесконечного космоса


В 50-ые годы прошлого столетия, благодаря удачному слиянию интересов политиков, военных и учёных, маховик технологического прогресса, раскрученный за годы второй мировой,  с энтузиазмом покатился в направлении новой идеи - покорение космоса.

В далёком 1944 году, во время испытательного вертикального запуска, немецкая ракета ФАУ-2 впервые поднялась на высоту 188 км. Это на 88 км выше официальной границы космоса по российским стандартам.  Но это было даже не "окно в европу", а так, замочная скважина, через которую можно что-то пропихнуть или что-то подсмотреть. В скважину полетели всевозможные приборы и прочая живность, изучая возможность прорубить то самое окно. Полетели они, конечно, на плечах незначительно модифицированных боевых ракет первого поколения. 

Надо отметить, что русские военные раньше, чем американцы разглядели потенциал ракетных технологий. Пока Фон Браун пытался убедить прагматичных американцев в необходимости бухать деньги в развитие ракетостроения, мы успели не только освоить его наследие, но и заметно продвинуться вперёд. Всего за несколько лет Америка надолго оказалась в роли догоняющей, тем самым ещё больше раскручивая маховик. Свершения и рекорды посыпались, как из рога изобилия. 

В 1957 году СССР победно отрапортовал о запуске первого искусственного спутника земли. Вся земля приникла к радиоприёмникам слушая сигнал испускаемый рукотворным объектом из космоса.  Это было не только первое серьёзное достижение. Это был первый номер длинного инженерно-идеологического шоу под названием "покорение космоса". 
Одновременно с этим произошло ещё одно важное событие, больше интересующее военных и политиков - СССР стал обладателем баллистической ракеты, способной не только летать в космос, но и гарантированно доставлять ядерное оружие до территории вероятного противника на другом конце земли. С этого момента интересы военных и энтузиастов космоса начинают немного расходиться.

В этом же году мир потрясает исполненная драматизма история об улетевшей в космос, с билетом в один конец, собаке по имени "Лайка".
В 1960-ом - успешный запуск на орбиту и благополучное возвращение самых знаменитых в истории человечества собак космонавтов - Белки и Стрелки.  Десятки собак побывавших в космосе до этой троицы не были удостоены чести участвовать в шоу и потому остались неизвестными.

И наконец в 1961-ом триумфальное восхождение СССР на вершину космического олимпа - первый человек в космосе. Ю.А. Гагарин навсегда стал первым. Космонавтом номер один. 
В 1965-ом советский космонавт Алексей Леонов осуществил первый выход человека в открытый космос. Окно в космос для человечества открыто.  Что дальше?

Дальше - практическое освоение космоса  и  новый виток соревнования:  чья нога первой ступит на поверхность другой планеты.  Началась битва гигантов. Гигантские ракеты с гигантскими, даже по нынешним меркам, двигателями штурмовали просторы другого порядка. Эта, не самая приятная страницы история освоения космоса, принесла нам первое серьёзное поражение.
В 1959-ом, советская автоматическая станция Луна-2 стала первым земным объектом достигшим поверхности другой планеты. Советские инженеры первыми осуществили и мягкую посадку станции на поверхность. В 1969-ом американцы ставят жирную точку в споре кто будет первым на Луне - экипаж миссии Апполон-11 осуществляют успешную высадку космонавтов на другой планете. Нам достаётся утешительный приз в виде двух работоспособных луноходов, навечно оставшихся блестеть на поверхности спутника. Цепь громких побед советского космоса окончательно прерывается, споткнувшись о поражение в лунной программе и финансовые трудности государства в условиях затянувшейся холодной войны. Прогрессирующее технологическое отставание от США становится очевидным.

Конец шоу


Нельзя говорить, что мы сдали позиции сразу и окончательно. Мы первыми обжили космос, разместив на орбите долговременную пилотируемую орбитальную станцию. Мы ставили рекорды по продолжительности пребывания на орбите, в открытом космосе и множество других достижений, которые объединяет одно общее свойство - все они результат полировки уже наработанных технологий. Космос становится обыденным и всё меньше завоёвывает внимание общественности и политиков. Это, конечно, отражается на финансировании.

Выдающимся были разве что стыковка на орбите Союза и Апполона,  да частично успешная реализация американского проекта Спейс -Шаттл.  Наш местами_аналог Энергия-Буран, выполнив один единственный полёт в 1988-ом, навеки запарковался под  крышей монтажно-испытательного корпуса на Байконуре. Спустя 14 лет эта крыша обрушилась, похоронив под собой памятник последнему громкому космопроекту СССР. 

Жизненный цикл проекта  Спейс-Шаттл оказался дольше. Будучи наследником эпохи идеолгическо-космического шоу он, возможно, нанёс больше ущерба для NASA чем пользы. Эффектные фотографии взлетающего исполина уже не могли затмить банального вопроса "сколько стоит?". Практического применения для шаттлов оказалось немного. Его использование было разумным для выведения на орбиту нескольких крупногабаритных модулей для МКС и крупных спутников. В остальных случаях стоимость доставки грузов и "покатушки" экипажа по просторам космоса были чрезвычайно накладными. Две крупные и громкие катастрофы Шаттлов вскрыли серьёзную системную проблему NASA - оставшееся в наследство от предыдущей эпохи нацеленность на эффектность проектов, зачастую в ущерб безопасности. Катастрофа Колумбии породила много споров относительно шансов NASA спасти если не корабль, то хотя бы экипаж. Мнений, как всегда много, но очевидно одно - шаттлы при всех своих достоинствах в случае "если что-то пошло не так"  имели запас выживаемости близкий к нулю. Не было предусмотрено никаких штатных средств эвакуации экипажа,  запасы систем жизнеобеспечения были ниже времени необходимого для подготовки следующего корабля, а оставшегося топлива, в случае с Колумбией, банально не хватало чтобы поднять орбиту и пристыковаться к МКС.

Итоги этого проекта оказались неутешительными. Построенные в рамках программы 5 кораблей вместо запланированных  вылетов совершили всего 139, потерпев, при этом, две серьёзные аварии.  Две аварии,  унесшие жизнь 14 космонавтов.  С экономической точки зрения шаттл оказался не слишком удачным.  После сворачивания спейс-шаттл оказалось, что все остальные проекты были заморожены и летать Америке  на МКС просто не начем.

Россия, в это время, модернизировала ракеты 40-летней давности, оставаясь самым надёжным и конкурентным транспортировщиком грузов на орбиту. В лучших традициях постсоветской эпохи, продолжалась эксплуатация наработок советских времён и постепенно теряющих актуальность технологий. 

Космический тупик.

Складывается безрадостная, на первый взгляд, картина. В России с грехом пополам осилили запуск научного проекта Фобос-грунт, который всего лишь пополнил список участившихся в последнее время неудачных пусков. Да, периодически декларируются планы разных государств осуществить пилотируемых полёт на Марс. Но если посмотреть на сроки реализации программ возникает ощущение что все большие  космические программы зашли в тупик. И наверное так оно и есть. Причин тому несколько. Рекордов уже понаставили достаточно, а для практического применения в ближнем космосе уже есть всё что необходимо. 
Полу-фантастические проекты баз на луне или марсе вполне очевидны в плане затрат и совсем не очевидны в плане целей. Внятно обосновать назначение этих баз пока никто не может. 
Вторым сдерживающим фактором, безусловно, является отсутствие технологических прорывов, на волне которых можно было бы делать и новые масштабные проекты. 
С момента последнего полёта американцев на луну прошло уже более XXXX лет, но и сегодня задача пилотируемого полёта на спутник остаётся дорогостоящей и рискованной. И если у Америки ещё есть теоретическая возможность её осуществить, то у России её как не было так и нет.  Нынешнее состояние экономики и идеология государства наводят на мысль, что в этом тупике Россия надолго, если не на всегда. И с этой новой реальностью  придётся смириться. 


Новый импульс

Отсутствие мотивации и новых технологий. Сегодня полёт на луну занимает практически столько же времени сколько и пол-века назад.  Будоражащий воображение проект покорения Марса ("Mars One")  так же базируется на технологиях полувековой давности и предусматривает доставку экипажа только в один конец. Если что-то пойдёт не так - риск потерять людей будет велик как и пол-века назад. Даже больше, ведь транспорт с земли будет лететь туда всё те же несколько месяцев и так же только туда.  

Теоретический предел традиционных двигателей был очевиден ещё со времён Циолковского. Сегодня эффективность реактивных химических двигателей практически достигла своего теоретического предела и новый импульс может дать только разработка двигателей нового поколения, базирующихся на иных принципах.   И в России, и в Америке ещё с пятидесятых годов ведутся работы по созданию новых двигателей, использующих ядерную энергию в том или ином виде. Не исключено, что новые технологии годные для практического применения появятся уже в обозримом будущем, и наше поколение станет свидетелем новой эпохи больших космических достижений.


 

Пожалуйста, оцените эту статью. Ваше мнение очень важно для нас (1 - очень плохо, 5 - отлично)
                   

Добавить комментарий
X
ИМЯ: EMAIL:

Сколько будет 26+3? Введите проверочный код


Комментариев к статье: 1
11.09.16 - vlad

Мне кажется времена изменились, указывайте дату публикаций, пожалуйста!

Copyright © Ян Середа, 2000-2012.
Site powered by IndigoCMS 2.5
Страница сгенерирована за 0.012 сек.